Людвиг Быстроновский: «Хьюстон, у нас всё хорошо (на самом деле нет)» и «Дизайн +1»

Это конспект двух лекций Людвига Быстроновского, прочитанных в Петербурге 14 — 15 марта 2015 года. Они о том, как развиваться и развивать других.

Основные тезисы

  1. Осознанно формируй привычки
  2. Не будь бутылочным горлышком
  3. Работай свежим
  4. Держи инбокс пустым
  5. Сохраняй спокойствие
  6. Не доёбывайся
  7. Экспериментируй
  8. Становись сложнее

«Просто больше работать» — не работает

В фильмах про войну горстка обречённых храбрецов лежит в окопе, а на них наступает лавина других ребят. Командир говорит: «Без команды не стрелять». В этом основная мысль развития — очень хочется инстинктивно стрелять сразу, но надо подпустить противника ближе. Вещи, которые подсказывает естество — часто не работают. Надо осознанно учить себя эффективным привычкам.

Раньше я работал круглыми сутками. Однажды меня спросили: «Хочешь взять ещё один проект?» — «Конечно хочу!». Что нужно, чтобы это сделать? Просто больше работать. Больше проектов — меньше свободного времени. На чём можно сэкономить? На сне.

Но жить так невозможно. Мантра «надо просто больше работать» — не работает. Хозяином твоего времени становятся другие люди. Тебе могут позвонить в любое время и ты обязан ответить. А если нужно вклинить свои планы в своё время, уйти с работы раньше — ты должен доказывать весомость причины, просить разрешения, объяснять, почему это важно.

На самом деле, ты не должен объяснять, чем ты занят. Ты просто занят. В твоём календаре может быть просто написано «Занято», потому что ты сам выбираешь, как потратить своё время. Ты отчитываешься за результат, а не за процесс.

Время свежести

Люди думают, что твоя работа заключается в том, чтобы всё время быть на связи. Они думают, что ты всегда ровен и свеж. Но каждый в течение дня бывает свеж, не свеж, не очень cвеж и так далее. Самое эффективное рабочее время — «время свежести», когда ты максимально клёво думаешь. У каждого оно своё и определяется опытным путём. Работать надо только в промежутки свежести.

На работе ты должен быть адекватен, поэтому не важно, сколько часов ты работаешь. Важно, чтобы ты принимал правильные решения. Если ты устал — не отвечай на письмо. Твой ответ в 23:00 сработает также, как в 9:00 следующего дня, только в 9 он будет ещё и умным.

Хочешь поспать днём — поспи. Естественно, при этом ты должен делать свою часть работы вовремя.

Спокойствие

Ты не можешь контролировать ситуацию всегда и полностью. На всех проектах случаются провалы, клиенты уходят, коллеги увольняются. Ты можешь контролировать только себя — то, насколько ты спокоен. Лучшие менеджеры — спокойные менеджеры. Пока вы ночевали в студии и не высыпались, они смотрели фильм со своей девушкой. Они доверяют команде, с ними можно совершать ошибки. Они внутренне спокойны и хорошо выглядят.

Поэтому первое, чему нужно учиться — успокаиваться. Письма с сарказмом ничего не решают, потому что унижают и не дают решений. Ты можешь доверять себе только когда ты спокоен. Если ты неспокоен — закрой ноутбук и иди гулять.

Не доёбывайся

Не дожимай людей, не требуй 100% эффективности. Давай людям возможность остаться при своём мнении. Чтобы человек развивался — он должен учиться и совершать ошибки. Как избежать гиперконтроля и микроменеджмента? Дай людям обосраться. Естественно, при этом не должен рухнуть весь проект. Ошибаться надо давать на мелких вещах.

Не доставай людей каждый час вопросом «Что ты делаешь?». Если проект нужно сдать во вторник — чувак сдаст его тебе во вторник. Если ты в этом не уверен, договорись с ним о промежуточной контрольной точке.

Плохой менеджер задаёт вопросы: «Что ты делаешь?» или «Когда сделаешь?». Опытный менеджер спрашивает: «Сколько осталось?», «Что ты уже успел сделать?», «Что ещё нужно сделать?».

Бутылочное горлышко

Что делать, если ты месяц не отвечаешь на письмо? Напиши постановщику задачи, что ты месяц что-то делал, но в итоге нихера не сделал и уже не сделаешь. И удали письмо. Нельзя быть бутылочным горлышком! Кто такой «чувак — бутылочное горлышко»? Он мнётся, ничего не даёт сделать остальным, потому что хочет всё сделать сам. Думает, остальные всё испортят. Поэтому его постоянно все ждут.

Перестань быть бутылочным горлышком и научись делегировать — ты получишь время.

Пустая папка «Входящие»

Людвиг очень кратко сказал о теме пустого инбокса. Если вы не слышали о ней, zero inbox и GTD — начните с основ: книги Дэвида Алена «Как привести дела в порядок» и видео-семинара Максима Дорофеева.

Про развитие

Зачем учиться? Чтобы стать сложнее. Любая профессия — это сумма навыков. Если уметь круто выполнять все мелкие шаги — плохо не получится. У хороших парней все мелочи хороши. Делать «вау-ощущение» — ваша внутренняя задача.

Дизайн — это решение любых задач. И первый шаг в дизайне — исследовать задачу. Посмотреть 5 минут выдачу в Гугл Картинках — это не исследование. Мало кто умеет исследовать проблему и разбираться в теме. Рисуете сайт для банка? Узнайте хотя бы, что такое револьверная карта.

Следующий шаг — генерация идей. Дизайнер думает, что это и есть суть его работы. Он генерирует идею, а потом её яростно отстаивает. Но это только одна из возможных мутаций, только гипотеза. Это не решение задачи. Чтобы идея стала реализацией, мутации должны пройти естественный отбор.

Реализация идеи — это её внедрение. Пока дизайнер охраняет свой джипег, остальные его реализуют. То, что получается в итоге, — это и есть ваш дизайн. Если дизайнер показывает нарисованный им сайт и каждую секунду говорит: «А вот тут я рисовал по-другому, а вот тут технологи накосячили» — значит он слился на этапе генерации идей.

Дизайн начинается, когда вы остаётесь на проекте после реализации и проверяете гипотезы. Когда мутации проходят отбор. Что делать, когда твою идею отвергают? Если она одна — конечно, обидно. Но когда ты генерируешь их сотнями, 90 отвергнутых тебя не убивают, потому что 10 крутых идей в итоге остаются и реализуются. Поэтому просто генерируйте больше идей и проверяйте их на жизнеспособность.

Делая нынешнюю задачу — вы готовитесь к следующей. Если крутая идея пришла вам в конце проекта — не надо всё менять и спешить её реализовывать. Оставьте идею для нового проекта, тогда вы будете начинать его не с нуля. Ваша задача — прокачивать себя, а не пытаться впихнуть все идеи в один проект.

Основной вопрос в профессии — работают ваши гипотезы или нет. Чтобы это узнать — надо решат задачи и экспериментировать.

О мотивации и критике

Как мотивировать сотрудника? Зарплата не является главным мотиватором. Сколько бы вы не платили, через полгода человек придёт и попросит больше. Чтобы мотивировать — надо усложнять задачи. Это хорошо иллюстрирует пример с жонглированием мячами.

Твой сотрудник хорошо жонглирует 2 мячами. Ты говоришь ему: «Молодец! А теперь жонглируй 2 мячами». Он жонглирует. Ты снова говоришь: «Молодец! А теперь жонглируй 2 мячами». Он жонглирует. «Молодец! А теперь жонглируй 2 мячами». Через 5-6 раз он перестанет замечать похвалу, сдуется и забьёт на задачи.

Обратный пример. Сотрудник жонглирует 2 мячами. Ты говоришь ему: «А теперь жонглируй 3 мячами». Он жонглирует. Ты говоришь: «А теперь жонглируй 4 мячами». Он жонглирует. «А теперь 5-ю». Он жонглирует. Тебе даже не обязательно его хвалить. Ему круто от того, что ты доверяешь ему всё более сложные задачи.

Как правильно критиковать? Надо обсуждать результат, а не человека. Правильно: «Этот результат — говно». Не правильно: «Ты — говно». Лучше общаться с человеком лично, объясняя, в чём в его решении говно. И не использовать сарказм.

Дизайнер стреляет идеями, а арт-директор оценивает, попала ли пуля в цель и корректирует прицел. Хороший арт-директор стягивает цель в узкую точку.

Как выбирать рабочие инструменты? Надо искать, что в них не работает. Если вы знаете узкие места инструмента — вы знаете, когда можно его применять, а когда нельзя.

Самый лучший проект — это вы. Научитесь управлять собой. Можно ни от чего не зависеть и быть любым, каким вы захотите. Как? Представьте, что вы вымышленный.

Рекомендованные книги

— Джим Кэмп «Нет. Лучшая стратегия ведения переговоров»: как научиться договариваться с людьми.
— Чарльз Дахигг «Сила привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе»: как искоренять вредные привычки и прививать полезные.
— Найджел Латта «Пока ваш подросток не свёл вас с ума»: люди действуют примерно одинаково в любом возрасте. Научитесь управлять подростками, сможете управлять коллегами.
— Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления» и сайт lesswrong.ru
— Михай Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания».

На сайте Людвига есть список всех рекомендуемые книг и видео лекций.
Конспект той же лекции Людвига от Макса Черепицы, Саши Бизикова.

5 комментариев
Ваня Ивакин

Класс! Как на лекцию к Людвигу сходил. Серёга, спасибо.

Шабалин Серёга

Но лучше к нему на лекцию всё-равно сходить =) Он круто рассказывает.

Поташова Наташп

Круто!!!Все очень актуально и полезно!Хочу прочесть твой список литературы.Спасибо!!!!

Шабалин Серёга

Спасибо, По!

Илья Синельников

Очень здорово написано. Спасибо!

Шабалин Серёга

Илья, спасибо.

Святослав Гребешов

Сергей, привет! Большое спасибо тебе за статью! Занимаюсь видеопроизводством м музыкой, но все очень применимо и к этим творческим сферам! БлагоДарю!!!

Дмитрий

Сергей, приезжайте с друзьями на рассказы Людвига в январе в Минск http://ludwig.john-galt.by

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное