Обучение и образование. Самое полезное #3

Рассуждение о будущем системы образования: обучение идёт всю жизнь, чтобы не отстать от прогресса надо постоянно переучиваться → важна индивидуальная образовательная траектория и помощь наставника. Цель обучения — не крутой специалист, а гармоническая личность (привет, Древняя Греция). Нужны не просто инженеры, а инженеры-предприниматели («это не про деньги, а про способность менять мир, выдвигать идеи, привлекать людей и ресурсы, преодолевать препятствия и интенсивно устанавливать связи»). Диплом университета теряет смысл, гораздо круче трудовая траектория человека, его репутация и список сделанных проектов.

В Америке провели исследование 25 миллонов вакансий и выявили базовые soft skills, которые нужны в разных отраслях (eng) . В основном это организаторские и коммуникативные способности, умение создавать тексты, базовая математическая и компьютерная грамотность. Интересно, что даже в сфере IT 30% требуемых навыков — это soft skills. Хорошая новость — все soft skills можно прокачать.

Сравнение возраста преподавателей инженерных дисциплин в России и Китае. Последний сильно рванул в качестве школьной подготовки по физико-математическим предметам, а на инженерные направления идут лучшие. Хотя в комментариях пишут, что всё не так плохо:СССР шёл на несколько десятилетий впереди Китая, поэтому 60+ в Китае просто может не быть достаточно людей, образованных настолько, чтобы быть учителями.

Исследование разницы в подходах к академической культуре и карьере в России и США: основная разница в подходах — американские вузы похожи на фирмы на конкурентном рынке, а российские вузы на закрытые госкорпорации в монополии. Например, в Америке вузы конкурируют за преподавателей и редко берут на работу людей, только что получивших в этом университете степень. А в России основную часть молодых преподавателей составляют бывшие студенты этих вузов, которых на работу пригласили формально через научного руководителя диплома. Ещё классный пример: в США признают, что среди академического состава есть сильные исследователи, а есть сильные преподаватели. Поэтому там ок, если ты только преподаёшь, но не исследуешь и наоборот. У нас считается, что надо делать всё одновременно, поэтому рождаются тонны неинтересных бессмысленных исследований ради «галочки».

Яндекс сделал Дерево знаний на основе предметных часов, исходя из государственного образовательного стандарта. Выглядит классно, а на деле оказывается, что такая куча часов на русский язык, например, все равно не делает людей грамотными.

Дима Зицер про глупость школьной системы оценивания и важность развивающей обратной связи. Там всё довольно очевидно и логично — оценка приводит к тому, что человек учится соответствовать не самому себе, а учебнику и взглядам учителя, — но мне очень понравился неочевидный пример:

«Взгляните на пятибалльную оценочную систему: ничего странного не замечаете? Из пяти возможных вариантов три — отрицательные (причем один из них — единица — практически никогда не используется), остается хилая дифференциация между 4 и 5… Представьте, у человека в диктанте было 20 ошибок, он долго работал и в следующем сделал только 8. И что же? Опять двойка! Между тем его успех намного больше, чем у отличника, который, исправив одну-единственную ошибку, перешел от четверки к пятерке».

В нью-йоркской школе ввели занятия по йоге. Элегантно и просто.

Цитаты

В любом хорошем обучении всегда есть два аспекта — собственно обучающая деятельность и пинание. Любой, кто рельно пытался ЧЕСТНО И ЛЮТО кого-то чему-то научить и помочь добиться реальных результатов (изменений) знает, что учить, вообще-то говоря — ГАВНО-ВОПРОС. Вот сдвинуть с мертвой точки, помочь набрать темп, не снижать, не бросать — на это уходит 90% сил и времени. Т. е. на самом деле на разные экспертные коммуникации уходит минимально времени, а ОСНОВНОЕ время уходит на ПОДДЕРЖАНИЕ движения. Алексей Крол

Что труднее всего в карьере? Я много раз задавал этот вопрос самым разным руководителям и предпринимателям. Услышал множество ответов. Большинство из них касается получения доступа к тем или иным ресурсам: найти время, достать деньги и т. п. К сожалению, все они далеки от истины. Многочисленные примеры из моей практики показывают, что самое трудное в карьере — получить обратную связь. Фёдор Нестеров

Интересное не по теме

Хорошо построенное выступление Димы Зицера на TedEx про то, как важно давать людям свободу для набивания шишек и как бороться с собственными педагогическими приступами, когда всех во всём контролируешь.

Андрей Себрант умеет очень вдохновляюще рассказывать про машинный интеллект. Посмотрите его лекцию. Там классные примеры как сложные системы делают современный мир проще и скоро будут доступны многим «из розетки».

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное