Обучение и образование. Самое полезное #4
Владелец «Нетологии-групп» кратко и чётко о том, за что сегодня хотят платить клиенты в онлайн-образовании: «Клиент в интернете перестал платить за информацию: её и так слишком много. Он платит за правильную среду, наставничество и кнут в борьбе с ленью». Внутрикорпоративные материалы по обучению уже перестали быть ноу-хау. Гораздо выгоднее их расшарить на всех, чтобы поделиться экспертностью.
Новые доводы в пользу важности раннего изучения ребёнком нескольких иностранных языков: сегодня нет необходимости заучивать, потому что почти любую информацию можно найти в интернете. Поэтому нужно учить поиску информации в интернете. Здесь главная проблема — в осознании, что именно искать. В этом помогает развитие речи: суть понимания состоит в умении пересказать своими словами. «Свои» слова не появятся в отсутствие альтернативы, пока ученик не сможет сказать о том же самом другими словами. В качестве варианта других слов может служить перевод на иностранный язык. Чем большим количеством языков владеет человек, тем выше его способность уяснить суть любой проблемы.
Внутреняя система обучения в Alibaba: модульное обучение в течение 16 месяцев; каждый сотрудник рассматривается в одной и той же системе координат: эффективность, оцениваемая по градационной шкале (высокий, средний или низкий), и карьерный потенциал (амбиции, компетенции и возможности развития). Интересный пример режима учебного дня в китайской школе Hengshui School, с которой сотрудничает Alibaba. Обучение похоже на подготовку спецназа:
5:30 — Подъём под музыку.
5:40 — Сбор на игровой площадке.
5:45—6:15 — Бег. Во время утренних занятий бегом каждый должен держать книгу, чтобы в перерывах между бегом читать вслух.
6:15—6:50 — Время, выделенное для запоминания знаний (громкое чтение).
6:50—7:10 — Завтрак.
7:10—7:50 — Самостоятельное повторение, проверка друг у друга знаний.
8:00—11:00 — Четыре пары занятий.
11:20—12:00 — Самостоятельное повторение.
12:00—12:40 — Обед.
12:45—13:30 — Сон.
13:40—18:00 — Пять пар занятий.
18:00—18:20 — Ужин.
18:20—22:50 — Самостоятельное повторение.
23:10 — Отбой.
Александр Ладутько из SkyEng про их подход к образованию как к гибриду интеллекта человека и компьютерных технологий. С одной стороны IT-платформа, максимальная стандартизация каждого кусочка, конвеер, сотни замеряемых параметров обучаемости, алгоритмы подсказывают людям, что делать. С другой стороны есть живой учитель, задача которого — мотивация и эмоциональное вовлечение, и есть индивидуальная траектория обучения (изучаешь те темы, которые тебе близки). «Мы стоим на том, что ROI в своё образование лучше получать не когда-нибудь через пару лет, а сразу. Чтобы ты мог сегодня, изучая английский, прочитать новую статью и сделать что-то полезное в своём бизнесе, что позволит тебе продвинуться вперёд быстрее, чем конкуренты».
Три очень душевных истории о картографе, журналисте и директоре по маркетингу, которые стали школьными учителями. И даже на Шпицбергене.
Увлекательные рассказы русских ученых, преподающих в зарубежных вузах. В Америке, например, студенты сами выбирают, какие занятия посещать. Преподаватели раз в несколько лет придумывают новые курсы и конкурируют друг с другом за интерес студентов. Нормой являются анонимные анкеты, которые заполняются на последнем занятии студентами, а преподаватель может их прочитать уже после выставления оценок. Часть ответов передаются младшим группам и влияют на рейтинг кафедр.
10-минутный рассказ директора Британки об их методике построения учебных программ. Простой и элегантный инструмент.
Цитаты
«Обучение неразрывно связано с изменением системы ценностей ученика: появление новых ценностей и, возможно, изменение старых. <...> Если обучение не связано с изменением системы ценностей, то это бессмысленное заучивание фактов, которые ученик никогда не будет (потому что не захочет) применять.
Хорошо, когда изменение системы ценностей произошло перед началом обучения, то есть система ценностей у человека изменилась и он приходит за знаниями, необходимыми для достижения цели. Это как раз то, что называют — „приходят учиться мотивированные люди“. Но это не такой уж частый, к сожалению, случай.
Чаще всего, люди хотят, чтобы им помогли изменить систему ценностей. Другими словами, помогли превратить „желание“ в „ценность“ — отличие одного от другого во времени жизни. Или мы сами хотим выстроить у человека систему ценностей — например, у наших детей или у новых сотрудников. В этом случае процесс обучения неизбежно будет состоять из трех частей:
— Принуждение: набор действий и ритуалов, необходимых для вкладывания в голову целевых ценностей по принципу „собаки Павлова“.
— Фильтрация: набор заданий, отсеивающих тех, у кого целевая система ценностей „не прижилась“
— Рост: когда человек сам ставит себе новые задачи в соответствии с принятой им системой ценностей.
Например, такой трехступенчатый механизм мы наблюдаем в связке школа (принуждение) -> университет (фильтрация) -> карьера (рост)».
Аркадий Морейнис
«Информация не может превратиться в знание ровно до тех пор, пока не возникнет двух способов взглянуть одно и то же. Можно заучить какой-либо термин и правильно составлять фразы с его участием. Но содержательный смысл у него появится не раньше, чем названный этим словом предмет будет узнан в ином окружении». Федотов
Интересное не по теме
Мощная статья Капицы о проблеме роста населения и увеличении скорости развития истории. Статья интересна не только своими идеями, но и самим методом оценки действительности. Капица смотрит на мир одновременно и сильно сверху, как на огромную формулу, и в тоже время локально. И это даёт ему возможность делать безэмоциональные выводы и не руководствоваться категориями «негативное» и «позитивное», а говорить об «объективном».
«Сжатие исторического времени сейчас дошло до своего предела, оно ограничено эффективной продолжительностью поколения — около сорока пяти лет. Это значит, что не может продолжаться гиперболический рост численности людей — основной закон роста просто обязан измениться. И он уже меняется. Согласно формуле, сегодня нас должно быть около десяти миллиардов. А нас всего семь <...> Многим почему-то нравится видеть в этом признаки надвигающейся катастрофы. Но катастрофа тут скорее в умах людей, чем в действительности. Физик назвал бы происходящее фазовым переходом: вы ставите кастрюлю с водой на огонь, и долгое время ничего не происходит, лишь поднимаются одинокие пузыри. А потом вдруг все вскипает. Вот так и человечество: медленно идет накопление внутренней энергии, а потом все приобретает новый вид».