Не бойтесь пустот. Итай Талгам «Несведущий маэстро»

Про израильского дирижёра Итай Талгама я узнал благодаря Егору Руди, который очень рекомендовал его выступление на TED, как пример крутых принципов управления.

Выступление очень крутое. А книга «Несведущий маэстро»— вообще огонь. Потому что кроме подробного рассказа про принципы управления шести великих дирижёров, там ещё и крутая вступительная часть на полкниги про умение работать с пустотами и правильное слушание.

Про пустоты меня особенно зацепило: любое «пошло не по моему плану» можно научиться превращать в позитивный опыт, а не ныть, как я люблю.

Большая цитата:

«Музыка научила меня не бояться пауз. Мы привыкли воспринимать пустоту как что-то негативное, недостающее, то, что должно было случиться, но не случилось. Когда возникает ощущение, что „что-то не сходится“. Эти расхождения могут касаться восприятия, ожиданий, желаний, идей и способов их выражния.

Различия сами по себе не есть пустоты: у нас может быть разное представление об одном предмете, но пропасть возникает, когда мы пытаемся применить наши различные представления к одной и той же реальности и они оказываются несовместимыми. Пустота присутствует, когда мы воспринимаем что-то как должное, но оказывается, что это не так. Другими словами, нарушается привычная картина мира.

Но ведь можно воспринимать те же пустоты как свободное пространство, подталкивающее к творчеству и исследованию. Пустоты дают возможность играть с интерпретациями и изменчивыми смыслами. „Пустотное мышление“ допускает сосуществование противоречий. Отвержение нового сменяется принятием, когда пустота получает смысл (как в современном искусстве, когда то, что считалось ужасным, через 10 лет становится новым эталоном).

Нужно учиться идентифицировать самые перспективные пустоты — те, которые при условии правильной работы с ними приведут к значительным позитивным изменениям. Это нелегко: ведь к самым перспективным пустотам обычно страшнее всего подступиться, и они наверняка „залеплены“ несколькими слоями привычного поведения, рутины и прочих „мы всегда так делали“.

Затем нужно нужно установить „каркас“, который обозначит границы пустоты, чтобы её можно было изучить и понять. После этого пустоте нужно придать смысл.»

p.s. Работа с психологом, развитие корпоративнйо культуры, конструктивный конфликт — всё про это.

Поделиться
Отправить
Популярное