Страх — необходимый этап творческого процесса
Как только собираюсь поделиться с кем-то идеей или решением, внутреннее Я шепчет, что я неоригинальный, унылый и никчёмный тип.
Я относился к этому как к проблеме, поэтому выдумывал способы решения. Недавно о них писал: перестать сравнивать себя с другими и превращать страх в вызов.
Но оказалось, что боязнь бесполезности своих решений — вообще не проблема. Это закономерный этап работы. Её надо не бояться, к ней надо прислушиваться. Страх сигнализирует, что ты движешься в верном направлении.
Фазы творческого процесса
В начале XX века психологи определили фазы, через которые проходит любой творческий процесс:
- фрустрация — страх быть неоригинальным, боязнь чистого листа, навязчивая идея, что у Лебедева всё-равно круче;
- инкубация — вынашивание идеи, черновики и наброски;
- инсайт — когда ты неожиданно находишь удачное решение;
- реализация.
Бывает, я останавливаюсь уже на этапе фрустрации. Это не плохо и не хорошо. Проблема в том, что не проверив идею на жизнеспособность, я никогда не узнаю, что могло быть дальше.
Поддаться страху — значит остановиться, пока другие действуют
Неудивительно, что у Лебедева, Людвига и Севы всё получается лучше, чем у меня. Просто они не ссут и делают, а я сижу и переживаю. Заметьте, это не означает, что они не боятся.
Единственный способ реализовать идею — не бороться со страхом, а смириться с ним и продолжать работать.
О работе с идеями классно сказал Людвиг на семинарах:
Дизайнер думает, что генерация идей — суть его работы. Он генерирует идею, а потом её яростно отстаивает. Но это только гипотеза, а не решение задачи.
Реализация идеи — это её внедрение. Пока дизайнер охраняет свой джипег, остальные его реализуют. То, что получается в итоге, — это и есть ваш дизайн.
Что делать, когда твою идею отвергают? Если она одна — конечно, обидно. Но когда ты генерируешь их сотнями, 90 отвергнутых тебя не убивают, потому что 10 крутых идей в итоге остаются и реализуются. Поэтому просто генерируйте больше идей и проверяйте их на жизнеспособность.