читаю «От хорошего к великому»

«Ужасно скучная мысль, не позорься»

29 февраля 2016, 7:52

Делиться знаниями — круто. Писать посты, комментировать чужие, конспектировать книги, проводить семинары. Вы знаете это без меня. Когда мы делимся знаниями — мы становимся сложнее и помогаем развиваться другим.

Но есть проблема — делиться знаниями сложно. Например, каждый раз, когда я собираюсь скинуть в рабочий слак конспект книги, внутреннее Я шепчет «Не стоит, об этом уже сто раз писали» или «Ужасно скучная мысль, не позорься». В итоге конспект я не публикую → знания не фиксирую за ненадобностью → оставляю всё в голове → через неделю забываю.

В поисках решения набрёл на статью о кураторах контента. Это чуваки, которые занимаются отбором актуальных и важных материалов, чтобы поделиться ими с другими. Их цель — менеджмент знаний: не дублирование информации, а упорядочение и интерпретация. Куратор контента — не профессия и не специализация. Это одна из ролей в процессе обучения.

Назначить себя куратором контента — классное решение проблемы плохого обмена знаниями. Как куратор я уже не могу просто скинуть коллегам ссылку в слак — это не профессионально. А как профессионально?

Старая схема обмена знаниями

Раньше я часто делал так: увидел интересную статью → скинул коллегам → получил лайки → стал счастливее. Фейсбук на 2/3 работает так. Но это неэффективно. Перепост не добавляет знаний мне и отвлекает коллег от работы. Короче, информационный шум увеличивается, а пользы не приносит.

Чтобы понять прочитанное, надо информацию интерпретировать. В этом помогает рефлексия: конспект, комментарий, цитата, беседа. О письменной рефлексии хорошо написал Глеб Калинин:

«Одной из форм рефлексии может стать письмо. Сформулированные в письменном виде размышления помогут более целостно увидеть имеющийся опыт, а привычка фиксировать на бумаге или в цифре добавит спокойствия — у процесса появляется ощутимый результат, не нужно волноваться, достаточно ли вы подумали и проанализировали опыт» (источник).

Рефлексия углубляет понимание, улучшает опыт и сохраняет знания на длительное время. Если интересно знать больше о работе мозга во время обучения — пройдите крутой курс «Учимся учиться». Краткое содержание есть в моём посте.

Новая схема обмена знания

Алгоритм работы куратора контента такой: «поиск и отбор — осмысление — распространение» (Seeking — Sensing — Sharing).

Любую прочитанную статью, которая кажется полезной, надо отжать: оставить суть и убрать воду. Если информация в статье перекликается со знаниями в голове или со ссылками в базе знаний — сошлись на них. Только после этого делись с другими выжимкой и ссылкой на оригинал.

Благодаря этому ты начнёшь производить мысли, а не ссылки. Полученные знания объединятся в голове в единицы высокого уровня — паттерны. Паттерны образуют информационную сеть. Сеть поможет быстрее решать более сложные задачи. Чем больше паттернов, тем больше решений можно выдавать за единицу времени.

«Возможность развития, позволяющая одновременно радоваться жизни, заключается в том, чтобы из энтропии, которая является неизбежным условием существования, создавать порядок более высокого уровня» (Михай Чиксентмихайи)

«Ужасно скучная мысль, не позорься»

Всё круто, но что делать с внутренним Я, которое по-прежнему считает, что крутые посты у Людвига и Севы, а у меня — говно.

Во-первых, перестать боятся казаться неоригинальным, сравнивая себя с другими. Я — это я. Этот пост ценный, потому что он помог мне разобраться в теме. 5 лайков или 50 — никак не влияет на его ценность для меня. Вспомните статью Ильяхова о том, что никто не хочет, чтобы вы росли. Развитие — наш собственный выбор.

Во-вторых, мысли о неоригинальности превращать в вызов. Сделать хороший конспект по книге, на которую сделали конспекты 20 коллег, — хорошо. Сложнее и интереснее — придумать новый формат конспекта: отжать книгу в виде презентации, графиков, майндмапов, картинок.

Здравомыслящий читатель спросит: «Если всё это нужно только мне — зачем публиковаться? Можно хранить всё на бумаге в ящиках стола и отлично развиваться». Можно. Но ещё хочется помочь другим, потому что это интересно и приятно. Как сахар для дрессированного енота — он и без него будет классно жонглировать шарами, но с сахаром вкуснее.

Про чужие результаты

Несколько примеров, как из большого количества информации сделать классную выжимку, которая поможет другим усвоить материал:

  • Хаос наступает: статья о становлении науки о хаосе; с крутыми примерами, четкой структурой и содержанием, понятным без знаний высшей математики;
  • Как организовать дуэль: ребята из Арзамаса сжали книгу о истории русской дуэли до  5-минутного чтения, превратив её в алгоритм проведения дуэли;
  • Психофизиология графических интерфейсов: текст о том, как управлять вниманием пользователя, использую знания психофизиологии. Всё чётко, конкретно и с классными примерами.

Конец

Делиться знаниями — круто. Делиться можно по-разному. Ниже иллюстрация способов обмена знаниями от Гарольда Ярча (он пишет о менеджменте знаний). Лучший способ производить смыслы и делиться ими с другими — вести блог: ты тратишь большие усилия, чтобы структурировать информацию и представить её в виде поста + можешь передать её большему количеству людей.

PKM = Personal Knowledge Mastery

Поделиться
Запинить
3 комментария
Антон Шабан

Сергей, отличная статья. Как подписаться на блог? RSS не работает =(

Шабалин Серёга

Антон, спасибо, что заметили поломку. Что-то пошло не так.
Как только починим rss — напишу.

Вера

Сергей, понравилась твоя статья. Очень актуальная. Мы её обсуждаем в группе « Образование3», присоединяйся https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1030180160389464&id=100001924692801

Шабалин Серёга

Вера, спасибо. Пошёл читать обсуждение.

Вера

Сергей, тебя и всех кто заинтересовался данной темой приглашаем к сотрудничеству в группу «»Образование3» https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1030180160389464&id=100001924692801

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное