Шок, а потом радость незнания
До меня никогда не доходила фраза «я знаю, что я ничего не знаю». Потому что для меня за ней не было никакой истории.
И вот история нашлась благодаря Лотману.
Теперь когда сталкиваюсь со сложной задачей, которую совершенно не понятно как решать, я немного отчаиваюсь, но потом вспоминаю эту историю и радуюсь. Незнание означает, что я дошёл до границы своего знания. А значит до её расширения совсем чуть-чуть.
Юрий Лотман:
«Один хороший учитель рисовал на доске мелом маленький круг. Внутри него он писал: „знание“, а за его пределами — „незнание“. Он говорил ученикам: „Смотрите, какое маленькое пространство — знание, зато как мало оно соприкасается с незнанием...“ Потом он рисовал большой круг, писал внутри: „знание“, снаружи: „незнание“ и говорил: „Увеличив пространство знания, мы тем самым увеличили наше соприкосновение с незнанием“. Чем больше я знаю, тем больше я не знаю. И это, между прочим, та черта, к которой хорошая школа должна подвести ученика в конце. Если высшее образование хорошее, а не повторение средней школы, то в конце концов оно вызывает у человека шок. Потому что из области, где он узнавал истины, он переходит в область, где узнает сомнения. И чем больше человек знает, тем больше он сомневается...». Источник
В голове как будто что-то щелкнуло, точно! Спасибо за мысль.